Князь Владимир "Образ добродушного царя-батюшки" в былинах и сказаниях

Князь Владимир

Образ князя киевского Владимира рождён реальным историческим персонажем – князем Владимиром Святославовичем, крестителем Руси. Фигура в истории неоднозначная, но всеми уважаемая за его роль в объединении славянских народов в едином культурном пространстве. Былинный же образ князя «Красно солнышко» выписывается народными сказителями и как мечта народа о добром и ласковом хозяине, и отчасти, основывается на реалиях княжеской власти того времени.

Статус князя у славян того времени больше ассоциировался с верховными жрецами старинных богов, князь как бы находился на промежуточной ступени к ним, был практически недосягаем для простого человека. Именно поэтому титул «ясно солнышко» как нельзя лучше подходит под роль верховного правителя, который осуществляет общее руководство, покровительствует свои подданым, защищает их, но в обыденную жизнь вмешивается мало, предоставляя известную свободу. Отсюда и исходят понимание князя, а затем и царя, как доброго отца-батюшки, который и пожалеет, и пожурит.

 Характеристика князя Владимира

Князь Владимир Ясно-Солнышко

 «У ласкова князя Владимира, у солнышка Всеславича, было столование-почестной пир на многих князей бояр, на всю дружину храбрую» - так начинается былина о Добрыне Никитиче, сразу характеризуя верховного князя. При описании его во всех былинах присутствуют такие эпитеты, как «светлый», «ласковый», «добрый».

Князь Владимир с защитником Руси Ильей-Муромцем

В тоже время во всех былинах просматривается несколько ироничное отношение к верховной власти и к князю в частности. Такое отношение порождается общим образом несколько отстранённого от реальности в княжестве, когда верховный князь получает информацию из разных рук, часто пользуется сплетнями и наветами, а своим героям и заступникам, богатырям русским, не всегда доверяет. Как это видно в былине об Илье Муромце, когда князя открыто высмеивает рассказ Ильи об его скорой дороге прямохожей-прямоезжей. И такое недоверие легко развеивается героическими персонажами, что еще больше создаёт впечатление о князе, как о далёком от мирских дел правителе.

Образ князя в былинах

добрый князь, царь-батюшка землюшки русской

 Образ князя в былинах всё равно остаётся одним из ключевых. Он олицетворяет не столько саму княжескую власть, а всё княжество, государство, отечество. А отношение к отечеству и отцу доброму у славян всегда стояло на первом месте. Это то, что их объединяло и делало сильными. Город Киев, киевский князь, княжество – основа земли русской, которую надо защищать и любить. Поэтому во всех былинах и сказаниях богатыри едут к князю, становятся к нему на службу, на службу по защите земли русской.

Образ князя олицетворяет саму идею отечества даже при некоторых ироничных, но ласковых строках в его адрес из уст былинного рассказчика. Сам же портрет его рисуется, как портрет стройного пожилого мужчины с русой окладистой бородой и светлым взором, описание любимого отца и правителя характерное для всех произведений народного творчества, и в более поздний период перешедшее на образ доброго барина или царя-батюшки.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.